Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором можно развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Как правильно выбрать детское объединение или студию для ребёнка.
Прежде чем приступить к выбору кружка или студии для своего ребенка, нужно закрыть глаза и сказать себе: «Мой ребенок — это не я. Я — это не мой ребенок. Это МОЯ золотая мечта — научиться танцевать вальс и танго. Это про МЕНЯ говорили, что у меня музыкальные способности. А мой ребенок — который НЕ Я — прекрасно лазит по канату. А я этому так и не научилась. Еще он любит показывать представления. А для меня до сих пор страшно говорить что-нибудь важное, если в комнате больше двух незнакомых людей. Мой ребенок — это мой ребенок, но это не значит, что он похож на меня в своих способностях и желаниях».
Ребенок не может быть абсолютно дисциплинированным и полностью контролировать ситуацию. Нужно помнить, когда и какие занятия проходят в кружке, что нужно подготовить дома, что принести с собой. Пусть ребенок сам рассказывает об этом, тем самым тренируя память и ответственность, но вы все-таки продублируйте перечисленное у педагога. Не лишним будет узнать и его номер телефона.
До трех лет ребенка лучше вообще никуда не водить. Дайте ему насладиться детством! Но если вам очень хочется растить вундеркинда, запишитесь в развивающие группы для маленьких. Они, правда, не предлагают ничего, кроме пальчиковых игр, ритмики и рисования, но именно это ускоряет процесс развития малыша. В четыре года ребенка можно записать в один или два «дошкольных» кружка по развитию речи, музицированию, живописи, хореографии.
Время занятий. Сначала давайте и поговорим о времени. С малышами детсадовского возраста в этом отношении немного проще – как правило, студии раннего развития учитывают особенности таких детишек и назначают время занятий с учетом среднестатистического расписания их жизни. Но если ребенок уже ходит в сад, а мама — на работу, то найти дополнительное время для занятий довольно трудно. С точки зрения распределения нагрузки, лучше, если в те дни, когда у сына/дочери занятия в студии или секции, в садик вообще не ходить. И тогда придется прибегать к помощи бабушек, нянь, других добрых людей. Если такой вариант не возможен, ищите кружок, секции, в которых проходят занятия по выходным. Только не выбирайте группы, где занятия начинаются с утра: и вам, и ребенку необходимо высыпаться, иначе даже самые интересные дела будут не в радость.
Иногда дети отказываются идти на занятия. Будьте дипломатичны, выясните, почему еще вчера любимая секция сегодня стала ненавистной, и убедите, что пропускать занятия не желательно. Однако делать это стоит только в том случае, если вы действительно уверены, что отказ идти в секцию связан с сиюминутным настроением, что это не категоричное нежелание заниматься там вообще.
Для физического и душевного здоровья малыша выбирайте те кружки, где из детей не будут воспитывать чемпионов, кандидатов, лауреатов. Даже если в мечтах вы уже представляете сына на олимпийской трибуне, не спешите отдавать его в школу олимпийского резерва. Система занятий там жесткая, требующая полной отдачи и выработки профессиональных навыков. Если малыш не окажется среди лидеров, он будет чувствовать себя неудачником и скорее всего, через некоторое время потеряет к занятиям всякий интерес. Но если дочь спит и видит себя второй Алиной Кабаевой или Анастасией Волочковой, что ж, остается только посочувствовать…
Учитывайте соотношение физиологических особенностей ребенка и требований посещаемого кружка. Психологи и врачи настоятельно рекомендуют учитывать особенности физиологического развития и соотносить их с возможностями каждого отдельно взятого ребенка. Мальчика с лишним весом родители записывают в хоккейную секцию, считая, что ребенок похудеет. Это заблуждение. В игре крайне необходимы подвижность и четкая координация, высокая скорость, а конституция этого ребенка – гарантия того, что тренировки превратятся для него в сплошное мучение. Полным детям больше подойдут плавание, некоторые разновидности легкой атлетики. Игровыми и циклическими видами спорта начинают заниматься с семи-девяти лет, а скоростно-силовыми и единоборствами – с девяти лет.
Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Обратите внимание на темперамент ребенка. Импульсивные, эмоциональные дети тяжело адаптируются к индивидуальным видам спорта, где требуются усидчивость, вдумчивость, старание в повторениях монотонных упражнений (теннис, гимнастика, фигурное катание). Им подойдут командные виды спорта, драматические кружки, где есть выход эмоциям и можно импровизировать. Для робкого и застенчивого ребенка подойдут кружки с небольшим коллективом. Там ребенок может научиться находить общий язык с другими детьми, почувствовать себя более уверенно.
Стоит учесть его местонахождение кружка/секции. Вряд ли вам захочется каждый раз ездить на другой конец города. Идти на такие жертвы стоит, только если кружок особенный, и вы возлагаете большие надежды на то, что ваш ребенок будет заниматься. Но и тут таится опасность. Некоторые родители потом давят на своих детей, постоянно напоминая, что тратят на них уйму времени и сил. Нередко можно услышать, как мама отчитывает своего «нерадивого» кроху: «Я себе ничего позволить не могу: ни в кино сходить, ни в гости. Все потому что тебя на танцы каждый день вожу. А ты плохо занимаешься!» Малыш при этом, как правило, глотает слезы с выражением глубочайшей скорби на лице. Мамина «жертва», очевидно, ни ей, ни ребенку пользу не приносит... Искать их следует в первую очередь при школах, Дворцах детского творчества, комитетах спорта или культуры. Многие располагаются на первых этажах жилых домов, так что не проходите мимо подъезда со скромной вывеской типа «Центр развития «Сверчок».
Количество человек в группе. Узнайте, сколько человек в группе. Лучше, если детей не больше 10 — тогда ваш малыш не останется без внимания преподавателя. Ну а перед тем как принять окончательное решение, посетите пробное занятие. Как правило, оно бесплатное. Если понравится и вам, и вашему крохе — смело записывайтесь в кружок и занимайтесь с удовольствием.
Совмещение кружков с занятиями в школе. Многие родители боятся отдавать ребенка в секции или кружки, считая, что это может повредить основной учебе. Однако у секций и кружков есть свои плюсы. Занятия в секциях/кружках — это смена деятельности. В школе не всегда ребенок делает то, что он хочет, а кружки предоставляют такую возможность. Обстановка в кружках более неформальная, поэтому ребенок отдыхает от чрезмерной дисциплины, царящей в школе. Однако если ребенок пошел в первый класс, это для него дополнительный стресс. Первые месяцы идет адаптация ребенка к школе. Поэтому в этот период лучше вообще его не записывать в секции/кружки. Выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Не записывайте его в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по нескольку часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 40-50 минут в неделю. Не нужно стремиться записать сына или дочь сразу во много кружков. Ограничьтесь для начала одним, максимум — двумя. Время и день недели следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Например, если после школы он очень устает или не может делать уроки без вашего контроля, то секцию целесообразнее посещать после уроков, а домашние задания делать вечером, когда ребенок отдохнет или когда придут с работы папа и мама.
Желательно привлечь самого ребенка к разработке плана дня. И уж, конечно, не следует наказывать ребенка, запрещая ему ходить в секцию/кружок.